Росстат в пятницу опубликовал отчет о социально-экономическом положении России за сентябрь:
- уровень безработицы повысился до 4.9% (против 4.8% в августе и 5.0% согласно консенсус-прогнозу по данным Bloomberg), при этом показатель, скорректированный на сезонные факторы, остался на отметке 5.2%;
- инвестиции в основной капитал – минус 2.8% в годовом сопоставлении (против минус 2.7% и минус 2.5%);
- оборот розничной торговли – плюс 1.7 % (против плюс 1.4% и плюс 1.5%);
- строительство – минус 4.4% (против минус 3.4% в августе);
- ввод жилья – плюс 7.8% (против плюс 10.7%);
- реальная заработная плата – минус 1.0% (против минус 1.2% (оценка понижена с первоначальных плюс 1.4%) и плюс 1.2%);
- продукция сельского хозяйства – плюс 16.6% (против плюс 4.6%).
Для российской экономики осень в этом году началась с неоднозначной картины: хотя месячные индикаторы указывают на то, что технической рецессии в 3к14, вероятно, удалось избежать, фундаментальные показатели только ухудшились (в частности, рост реальных зарплат опустился в отрицательную зону).
Резкий обвал курса рубля и снижение цен на нефть будут способствовать ослаблению внутреннего спроса в ближайшие месяцы.
Тем не менее рост ВВП по итогам 2014 г.
может оказаться выше нулевого в том случае, если сыграют такие поддерживающие факторы, как 1) отложенный эффект от масштабного увеличения оборонных заказов, 2) строительство газопровода «Сила Сибири» и 3) дальнейший прогресс импортозамещения.
Устойчивое потребление поддержало внутренний спрос.
Некоторое снижение напряженности в ситуации с расходами домохозяйств поддержало внутренний спрос, несмотря на неуклонное сокращение инвестиций (на фоне завершения бума в жилом строительстве).
Несмотря на отрицательный рост реальных зарплат (согласно последней статистике, сильнее всего пострадали зарплаты в госсекторе, номинальный годовой рост которых в августе составил лишь около 3%) и замедление роста розничного кредитования, реальный рост оборота розничной торговли ускорился до 1.7% (здесь и далее – в годовом сопоставлении) благодаря тому, что темпы роста продаж непродовольственных товаров достигли максимального уровня за последние 4 месяца.
Такое улучшение можно объяснить следующими причинами:- возобновление программы утилизации «автохлама» подстегнуло восстановление авторынка, что выразилось в замедлении процесса сокращения продаж новых автомобилей с 25.8% в августе до 20.1% в сентябре (данные Ассоциации европейского бизнеса).
На долю этого сегмента могло прийтись порядка 0.6 пп ускорения роста продаж непродовольственных товаров, зарегистрированного в прошлом месяце (в общей сложности рост ускорился на 0.9 пп до 3.5%);- ослабление рубля могло послужить поводом для резкого увеличения спроса на импортные товары со стороны населения – как уже было в марте этого года.
Мы ожидаем, что в ближайшем будущем под действием упомянутых факторов ситуация в сфере потребления продолжит улучшаться, но когда через несколько месяцев их действие прекратится, рост потребления неизбежно замедлится.Чистый экспорт благоприятно влияет на экономику.
В качестве положительного момента отметим, что, благодаря рекордно высокому урожаю, объем производства сельхозпродукции в сентябре подскочил на 16.6%.
Таким образом, рост по итогам 3к14 составил 11%, что могло ускорить рост ВВП за 3к14 примерно на 0.5 пп.
Одновременно после месячного перерыва возобновился подъем в сфере промышленного производства, основную поддержку которому оказывают 1) высокие показатели транспортного машиностроения (подробности не раскрываются, и мы предполагаем, что речь может идти о продукции военного назначения); 2) некоторое восстановление добычи нефти; 3) импортозамещение в пищевой промышленности; 4) всплеск производства в нефтепереработке и химической промышленности; 5) строительство газопровода «Сила Сибири» (в связи с этим проектом не только производство труб выросло на 23%, что является многомесячным рекордом, но также наблюдаются признаки восстановления производства стройматериалов).
В совокупности перечисленные факторы указывают на то, что показатели чистого экспорта продолжат сглаживать негативный эффект от снижения внутреннего спроса.