10 apr 11 apr
USD ЦБ 86.0923 -1.0764 85.0159
EUR ЦБ 95.0910 -0.4874 94.6036

"Нужна единая залоговая база",- эксперты – о российском рынке автокредитования

26–27 июня 2014 года в гостинице «Холидей Инн Сущевский» прошел VIII Всероссийский форум «Автокредитование в России – 2014».

Участники обсудили динамику и тенденции рынка, изменения в законодательстве, стратегии удержания клиентской активности и возможности получения доходов в условиях нестабильного рынка.

Радужных перспектив игроки рынка пока не видят.

Многое будет зависеть от политики и макроэкономики.

На автомобильном и сопутствующих рынках (автокредитном, страховом и т.д.) наблюдается сдвиг, и все готовятся к тяжелым временам.

По мнению экспертов, для снижения системных рисков автокредитования требуется помощь государства хотя бы в части создания единой базы залогового движимого имущества.

Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ), сделал доклад о динамике развития рынка автокредитования.

По его словам, в базе НБКИ сейчас находится информация о 65 млн.

уникальных заемщиков, которые представляют 80% экономически активного населения страны.

Число записей кредитных историй составляет 140 млн.

Ежемесячно в бюро поступает 12 млн.

запросов.

Что касается динамики автокредитования, то в 2014 году, после пика в четвертом квартале 2013 года, количество выдач автокредитов снизилось, а средняя сумма кредитования возросла.

Наблюдается снижение доли автокредитов в структуре задолженности россиян.

Заемщики стали охотнее брать нецелевые кредиты.

Проникновение кредитования в продажи автомобилей усиливается: в 2011 году 28,84% автомобилей были куплены в кредит, а в 2013 году – уже 45,75%.

То есть каждый второй автомобиль в России сейчас приобретается в кредит.

Ситуация с просроченной задолженностью в различных регионах существенно различается.

Например, в Приморском крае просроченная задолженность по автокредитам растет быстрее объемов автокредитования, а в Омской области она сокращается.

В 2013 году НБКИ запустила базу залогового движимого имущества, в которую банки передают свою информацию на добровольной основе.

В июне 2014 года в этой базе числилось 1,6 млн.

автомобилей, информацию предоставили более 120 кредиторов.

Ежемесячно база принимает 25 тыс.

запросов, по 10% из них выдаются положительные ответы – то есть в 10% случаев потенциальный заемщик пытается предоставить в залог автомобиль, который уже находится в обременении.

По мнению эксперта, необходимо создание единой базы залогового движимого имущества, а также предоставление доступа к данным Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и Федеральной налоговой службы (ФНС) всем кредиторам.

Это позволит банкам качественнее оценивать долговую нагрузку заемщиков.

Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research, рассказала о трендах российского автомобильного рынка.

По ее словам, автомобильный рынок сокращается, хотя разные сегменты показывают разную динамику.

Например, премиум-сегмент пока показывает рост (по числу проданных автомобилей).

В 2014 году общее сокращение рынка может составить 7–11% по сравнению с 2013 годом.

Ввиду роста цен, средневзвешенная цена автомобиля в 2013 году превысила 1 млн.

рублей.

В результате этого увеличился и средний размер кредита.

Хотя объективных причин для ожидания роста доходов населения пока нет.

У дилеров в последнее время падает маржа с продаж автомобилей.

Если еще недавно она составляла около 6,5%, то сейчас – 2,5%, иногда вообще нулевая.

Поэтому дилеры ведут борьбу за любой доход.

Клиент в последнее время стал более капризным.

За период кризиса все привыкли к скидкам и различным выгодам.

Покупатели автомобилей стали более расчетливы и осведомлены о своих правах.

Еще одна тенденция – больше женщин стали брать автокредиты.

Евгений Новиков, заместитель председателя правления АйМаниБанка, рассказал о тенденциях в кредитовании покупки подержанных автомобилей в 2014 году.В отношении последнего утверждения Андрей Ермаков, директор развития программы автокредитования Локо-Банка, пошутил, что это не женщины стали чаще брать автокредиты, а мужчины с испорченной кредитной историей стали покупать машины в кредит через своих жен.

Андрей Ермаков согласился с Татьяной Арабаджи, что маржи у дилеров сейчас почти нет, и они находятся в поисках дополнительных источников дохода.

Например, они стали продавать страхование жизни.

В 1992 году в Горно-Алтайске был основан АлтайЭнергоБанк, который после ребрендинга в 2013 году стал АйМаниБанком.

В настоящее время данная организация сосредоточена на автокредитовании и в особенности на кредитовании подержанных автомобилей.

Помимо этого она привлекает вклады и выдает кредитные карты.

АйМаниБанк занимает первое место в России на рынке кредитования подержанных автомобилей и шестое место – по общему количеству выданных автокредитов.

В 2013 году всего в России было продано 5,8 млн.

подержанных автомобилей и 2,6 млн.

– новых.

Рынок кредитования б/у автомобилей в 2013 году вырос на 10%, в 2014 году ожидается рост на 12%.

Рынок кредитования новых автомобилей в 2013 году вырос на 45%, в 2014 году ожидается рост на 35%.

В автокредитном портфеле банка по количеству кредитов в настоящее время приблизительно поровну новых и подержанных автомобилей.

Евгений Новиков поделился секретами успеха своей организации, которые заключаются в специализации и сосредоточении на определенной рыночной нише, «глубоком» андеррайтинге (уровень одобрения является достаточно низким по сравнению с отраслью в целом, поскольку клиенты на рынке б/у автомобилей значительно менее надежны, чем в целом на рынке), а также в очень тщательном выборе партнеров.

Как отметил эксперт, на рынке б/у автомобилей очень много мошенников, и банк всячески старается их избегать, проверяя не только покупателя, но и продавца, поскольку существует множество схем мошенничества, когда автомобиль на самом деле не продается.

По словам Евгения Новикова, в последнее время произошли некоторые изменения в законодательстве.

Например, теперь можно поставить машину на учет в том регионе, где совершалась сделка.

Наверное, у ГИБДД появилась единая база.

Возможно, рынок близок к введению электронного паспорта транспортного средства (ПТС) и единой залоговой базы автомобилей.

Евгений Новиков перечислил основные риски кредитования подержанных автомобилей: вероятность того, что автомобиль угнан или заложен в другом банке (и поэтому многие очень ждут появления единой базы движимого имущества), фиктивные сделки, наличие обременений (например, штрафов у продавца), высокие риски сделок «из рук в руки», сложности реальной оценки стоимости (невозможно каждый раз выезжать и осматривать каждый автомобиль), высокие риски кредитования без КАСКО, развитие продаж у кэптивных банков и др.

Поскольку АйМаниБанк специализируется на работе с б/у автомобилями, он продает кредитные портфели и заинтересован в новых сделках.

Всего в настоящий момент продано уже больше 100 портфелей.

Евгений Новиков также рассказал о перспективах развития рынка б/у автомобилей.

По его словам, вторичный рынок более устойчив к ситуации в экономике.

Также в последнее время наблюдается рост популярности программ trade-in среди официальных дилеров (маржа дилера достигает 20%).

Вторичный рынок отличается особенно широким ассортиментом.

Также в последнее время московские власти закрыли многих неофициальных дилеров, которые были вынуждены перейти на б/у автомобили.

Таким образом, вторичный рынок автомобилей и кредитование приобретения б/у автомобилей сейчас особенно интересны.

Помимо автокредитов многие клиенты привлекают для покупки автомобилей потребительские кредиты.

По словам Евгения Новикова, потребительские кредиты составляют существенную конкуренцию автокредитам в сегменте подержанных автомобилей.

Что касается новых автомобилей, то, по данным Сергея Удалова, исполнительного директора аналитического агентства «Автостат», 36% машин приобретается с помощью автокредитов, 13% – с помощью потребкредитов.

Эти данные были получены в ходе исследования продаж новых автомобилей агентством «Автостат» в период с 2008 по 2013 годы.

Согласно Удалову, особенно часто клиенты берут потребительские кредиты для приобретения китайских автомобилей.

Все эксперты с нетерпением ожидают появления единой базы движимого имущества и говорят о ее необходимости.


Получить кредит в Москве или кредит в Санкт-Петербурге на выгодных условиях.


1+1=1? Услуга рефинансирования предоставляет такую возможность

Рынок потребительского кредитования, кредитов на неотложные нужды в настоящее время находится в стабильном состоянии и предлагаемые банками кредиты пользуются достаточно высокой популярностью. Процесс оформления займа или кредитной карты максимально упрощен, требования к количеству предоставляемых документов – минимальные. Неудивительно, что на фоне этого банки весьма умеренно, но все же снижают процентные ставки по кредитам, стремясь привлечь как можно большее количество клиентов, либо предлагают другие, выгодные для заемщиков условия.

подробнее





Для того чтобы облегчить поиск банков, их программ и условий, финансовый сайт doBank.ru подобрал самые популярные предложения кредитования в одном месте, тем самым избавив вас от долгих поисков в безграничной сети интернета. Банки структурированы по типам (кредитные карты, потребительские кредиты, автокредиты, ипотека, для бизнеса). Это позволяет удобно и быстро выбрать подходящий вам банк.
Поблагодарить | Пожаловаться | Предложить
Содержание сайта не является рекомендацией или офертой и носит информационно-справочный характер. 18+
О проекте | Реклама на сайте| © 2025 DoBank.ru
При использовании материалов гиперссылка на dobank.ru обязательна.