26–27 июня 2014 года в гостинице «Холидей Инн Сущевский» прошел VIII Всероссийский форум «Автокредитование в России – 2014».
Участники обсудили динамику и тенденции рынка, изменения в законодательстве, стратегии удержания клиентской активности и возможности получения доходов в условиях нестабильного рынка.
Радужных перспектив игроки рынка пока не видят.
Многое будет зависеть от политики и макроэкономики.
На автомобильном и сопутствующих рынках (автокредитном, страховом и т.д.) наблюдается сдвиг, и все готовятся к тяжелым временам.
По мнению экспертов, для снижения системных рисков автокредитования требуется помощь государства хотя бы в части создания единой базы залогового движимого имущества.
Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ), сделал доклад о динамике развития рынка автокредитования.
По его словам, в базе НБКИ сейчас находится информация о 65 млн.
уникальных заемщиков, которые представляют 80% экономически активного населения страны.
Число записей кредитных историй составляет 140 млн.
Ежемесячно в бюро поступает 12 млн.
запросов.
Что касается динамики автокредитования, то в 2014 году, после пика в четвертом квартале 2013 года, количество выдач автокредитов снизилось, а средняя сумма кредитования возросла.
Наблюдается снижение доли автокредитов в структуре задолженности россиян.
Заемщики стали охотнее брать нецелевые кредиты.
Проникновение кредитования в продажи автомобилей усиливается: в 2011 году 28,84% автомобилей были куплены в кредит, а в 2013 году – уже 45,75%.
То есть каждый второй автомобиль в России сейчас приобретается в кредит.
Ситуация с просроченной задолженностью в различных регионах существенно различается.
Например, в Приморском крае просроченная задолженность по автокредитам растет быстрее объемов автокредитования, а в Омской области она сокращается.
В 2013 году НБКИ запустила базу залогового движимого имущества, в которую банки передают свою информацию на добровольной основе.
В июне 2014 года в этой базе числилось 1,6 млн.
автомобилей, информацию предоставили более 120 кредиторов.
Ежемесячно база принимает 25 тыс.
запросов, по 10% из них выдаются положительные ответы – то есть в 10% случаев потенциальный заемщик пытается предоставить в залог автомобиль, который уже находится в обременении.
По мнению эксперта, необходимо создание единой базы залогового движимого имущества, а также предоставление доступа к данным Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и Федеральной налоговой службы (ФНС) всем кредиторам.
Это позволит банкам качественнее оценивать долговую нагрузку заемщиков.
Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research, рассказала о трендах российского автомобильного рынка.
По ее словам, автомобильный рынок сокращается, хотя разные сегменты показывают разную динамику.
Например, премиум-сегмент пока показывает рост (по числу проданных автомобилей).
В 2014 году общее сокращение рынка может составить 7–11% по сравнению с 2013 годом.
Ввиду роста цен, средневзвешенная цена автомобиля в 2013 году превысила 1 млн.
рублей.
В результате этого увеличился и средний размер кредита.
Хотя объективных причин для ожидания роста доходов населения пока нет.
У дилеров в последнее время падает маржа с продаж автомобилей.
Если еще недавно она составляла около 6,5%, то сейчас – 2,5%, иногда вообще нулевая.
Поэтому дилеры ведут борьбу за любой доход.
Клиент в последнее время стал более капризным.
За период кризиса все привыкли к скидкам и различным выгодам.
Покупатели автомобилей стали более расчетливы и осведомлены о своих правах.
Еще одна тенденция – больше женщин стали брать автокредиты.
Евгений Новиков, заместитель председателя правления АйМаниБанка, рассказал о тенденциях в кредитовании покупки подержанных автомобилей в 2014 году.В отношении последнего утверждения Андрей Ермаков, директор развития программы автокредитования Локо-Банка, пошутил, что это не женщины стали чаще брать автокредиты, а мужчины с испорченной кредитной историей стали покупать машины в кредит через своих жен.
Андрей Ермаков согласился с Татьяной Арабаджи, что маржи у дилеров сейчас почти нет, и они находятся в поисках дополнительных источников дохода.
Например, они стали продавать страхование жизни.
В 1992 году в Горно-Алтайске был основан АлтайЭнергоБанк, который после ребрендинга в 2013 году стал АйМаниБанком.
В настоящее время данная организация сосредоточена на автокредитовании и в особенности на кредитовании подержанных автомобилей.
Помимо этого она привлекает вклады и выдает кредитные карты.
АйМаниБанк занимает первое место в России на рынке кредитования подержанных автомобилей и шестое место – по общему количеству выданных автокредитов.
В 2013 году всего в России было продано 5,8 млн.
подержанных автомобилей и 2,6 млн.
– новых.
Рынок кредитования б/у автомобилей в 2013 году вырос на 10%, в 2014 году ожидается рост на 12%.
Рынок кредитования новых автомобилей в 2013 году вырос на 45%, в 2014 году ожидается рост на 35%.
В автокредитном портфеле банка по количеству кредитов в настоящее время приблизительно поровну новых и подержанных автомобилей.
Евгений Новиков поделился секретами успеха своей организации, которые заключаются в специализации и сосредоточении на определенной рыночной нише, «глубоком» андеррайтинге (уровень одобрения является достаточно низким по сравнению с отраслью в целом, поскольку клиенты на рынке б/у автомобилей значительно менее надежны, чем в целом на рынке), а также в очень тщательном выборе партнеров.
Как отметил эксперт, на рынке б/у автомобилей очень много мошенников, и банк всячески старается их избегать, проверяя не только покупателя, но и продавца, поскольку существует множество схем мошенничества, когда автомобиль на самом деле не продается.
По словам Евгения Новикова, в последнее время произошли некоторые изменения в законодательстве.
Например, теперь можно поставить машину на учет в том регионе, где совершалась сделка.
Наверное, у ГИБДД появилась единая база.
Возможно, рынок близок к введению электронного паспорта транспортного средства (ПТС) и единой залоговой базы автомобилей.
Евгений Новиков перечислил основные риски кредитования подержанных автомобилей: вероятность того, что автомобиль угнан или заложен в другом банке (и поэтому многие очень ждут появления единой базы движимого имущества), фиктивные сделки, наличие обременений (например, штрафов у продавца), высокие риски сделок «из рук в руки», сложности реальной оценки стоимости (невозможно каждый раз выезжать и осматривать каждый автомобиль), высокие риски кредитования без КАСКО, развитие продаж у кэптивных банков и др.
Поскольку АйМаниБанк специализируется на работе с б/у автомобилями, он продает кредитные портфели и заинтересован в новых сделках.
Всего в настоящий момент продано уже больше 100 портфелей.
Евгений Новиков также рассказал о перспективах развития рынка б/у автомобилей.
По его словам, вторичный рынок более устойчив к ситуации в экономике.
Также в последнее время наблюдается рост популярности программ trade-in среди официальных дилеров (маржа дилера достигает 20%).
Вторичный рынок отличается особенно широким ассортиментом.
Также в последнее время московские власти закрыли многих неофициальных дилеров, которые были вынуждены перейти на б/у автомобили.
Таким образом, вторичный рынок автомобилей и кредитование приобретения б/у автомобилей сейчас особенно интересны.
Помимо автокредитов многие клиенты привлекают для покупки автомобилей потребительские кредиты.
По словам Евгения Новикова, потребительские кредиты составляют существенную конкуренцию автокредитам в сегменте подержанных автомобилей.
Что касается новых автомобилей, то, по данным Сергея Удалова, исполнительного директора аналитического агентства «Автостат», 36% машин приобретается с помощью автокредитов, 13% – с помощью потребкредитов.
Эти данные были получены в ходе исследования продаж новых автомобилей агентством «Автостат» в период с 2008 по 2013 годы.
Согласно Удалову, особенно часто клиенты берут потребительские кредиты для приобретения китайских автомобилей.
Все эксперты с нетерпением ожидают появления единой базы движимого имущества и говорят о ее необходимости.