Именно банковская реклама с экранов телевизоров, в баннерах в Интернете, в красивой печатной продукции создает впечатление доступности любых товаров абсолютно для всех.
При этом используются очень грамотные элементы, способные внушить доверие, надежность и реальность.
Именно благодаря рекламе большинство граждан выбирает банк для кредитования.
После того как банк выбран остается только получить кредит.
Вот на этом этапе целый ряд потенциальных заемщиков ждет отказ.
Практика выдачи отказов в последнее время приобрела достаточно стабильный масштаб, поэтому необходим ликбез по причинам отказов в кредите.
Для этого маленький словарь.
Словарь причин отказа
Три основные причины отказа
- отказ скоринга
- клиент внесен в стоп-лист
- банк не имеет свободных средств
Скоринг – компьютерная программа, анализирующая платежеспособность клиента
Стоп-лист – негласный список неблагонадежных клиентов
Бюро кредитных историй – официальные организации, сотрудничающие с банками и получающие от них достоверную информацию по клиентам
Отказ по первой причине – отказ скоринга
Огромное количество кредитных предложений гарантированно дает ответ о выдаче наличных или оплате товара в течение 15 минут.
Любому разумному существу понятно, что за такой период времени ни одному человеку не под силу проанализировать платежеспособность клиента.
Таким образом, специальная программа проверяет соответствие данных анкеты.
Что может проверить программа?
Скоринг нацелен на проверку анкетных данных следующим образом: программа сравнивает клиента по его возрастным данным, половой принадлежности, профессиональной занятости, по заявленному доходу и сравнивает этого клиента с группами риска по невозврату средств.
Таким образом, программа принимает решение по среднестатистическому для нее клиенту.
Что делать, если в кредите отказали на этом этапе? Обращаться к инспектору для рассмотрения вопроса кредитным офицером.
Что может быть причиной отказа при работе с кредитным инспектором?
- Сравнение заявленного дохода с запрашиваемой суммой.
Например, при запросе кредита в сумму 10 тысяч рублей и заявленном ежемесячном доходе в 70 тысяч рублей данный вариант кажется не соответствующим действительности.
- Клиенту стоит очень внимательно отнестись к заполнению в анкете номеров телефона для связи.
При отсутствии таковых в кредите практически всегда отказывают.
При совпадении номеров телефонов отдела кадров и личного – та же участь.
Отказ по второй причине – клиент внесен в стоп-лист
Так называемые стоп-листы появились достаточно давно по инициативе банков.
Эти листы должны содержать информацию о недееспособных и неплатежеспособных гражданах.
Изначально они составлялись на основе списков из наркологических, психиатрических клиник и отделений милиции.
Затем стали дополняться сведениями, предоставляемыми банками о невозвратных кредитах.
Проблема для многих банков состоит в том, что в стране существует несколько Бюро кредитных историй, у каждого из них свой список.
Поэтому неплательщик в одном банке может получить кредит в другом, если эти два банка сотрудничают с разными Бюро кредитных историй.
Отказ по третьей причине – у банка нет свободных средств
Большинство российских банков достаточно долгий период сотрудничало с западными банками и получало часть средств для кредитования по специальным договорам со своими партнерами.
В данный момент такой заем стал дорогим удовольствием.
Целый ряд банков принял решение работать только со своим капиталом.
В связи с этим банкам потребовалось время для того, чтобы кредитовать новых заемщиков.
Объяснять эту причину каждому потребителю банк не обязан.